Как известно, существует несколько видов осуществления деструктивного влияния на пользователя в сети «Интернет» с целью нанести ему психологический ущерб. Наиболее распространенными из них являются кибербуллинг, кибертроллинг, кибераутинг, киберсталкинг.
Кибербуллинг, кибертроллинг, кибераутинг, киберсталкинг:
понятия и отличия.
Говоря о столь близких понятиях, как кибербуллинг, кибертроллинг, кибераутинг, киберсталкинг отметим, что ключевым отличием является определение цели, которая лежит в основе совершения таких психологических манипуляций.
Основной целью кибертроллинга является осуществление провокации пользователей, направленной на возникновение спора между пользователями, которые изначально придерживались одной позиции, или на эскалацию коммуникативного конфликта между пользователями.
Цели кибербуллинга и кибераутинга заключаются в осуществлении травли пользователя по разным основаниям.
Кибербуллинг предполагает осуществление группой лиц, ее представителями травли одного пользователя в различной форме и по любой причине: половозрастные характеристики, национальная, расовая, религиозная принадлежность и т.д.
Кибераутинг представляет собой вид кибербуллинга и предполагает собой разглашение информации о сексуальной ориентации и гендерной идентичности другого человека без его на то согласия, что в итоге может привести к травле пользователя с нетрадиционными взглядами.
Киберсталкинг представляет собой наиболее жесткую форму прессинга в Интернете, которая направлена на преследование, слежение за жертвой.
Киберсталкинг характеризуется активным забрасыванием жертвы информацией псевдопозитивного или компрометирующего содержания.
Таким образом, по своей сути киберсталкинг представляет собой наиболее агрессивный вариант психологического воздействия и, зачастую, становится следствием кибербуллинга.
Кибербуллинг: основные характеристики кибербуллинга и его типы
Основными характеристиками кибербуллинга являются:
- неоднократность и/или периодичность осуществления деструктивных действий в отношении жертвы;
- наличие умысла принести ущерб жертве, как психологический, моральный, так и физический;
- нанесение вреда;
- злоупотребление своей силой или влиянием, положением в интернет-сообществе.
Исследователи выделяют восемь типов кибербуллинга:
- Флейминг представляет собой обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, который происходит на открытых площадках в сети «Интернет» и больше похоже на информационную войну пользователей, возникшей по причине, не имеющей отношения к первоначальному предмету обсуждения. На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор.
- Нападки, постоянные изнурительные атаки (харассмент) представляют собой повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни смс-сообщений на мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы — группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.
- Клевета представляет собой распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные лица, но и целый список лиц. Например, случаются рассылки таких списков, как: «кто есть кто в школе», «кто с кем спит», а также создаются специальные «книги для критики» с шутками про знакомых.
- Самозванство, перевоплощение в определенное лицо заключается в позиционировании преследователя в лице жертвы, используя пароль доступа жертвы к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, или самостоятельно создает поддельный аккаунт жертвы с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса (аккаунта) жертвы, поддельного аккаунта без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма.
- Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение представляет собой получение персональной информации и ее публикация в Интернете или осуществление ее передачи тем лицам, для которых она не предназначалась.
- Отчуждение (остракизм, изоляция) представляет собой осуществление преследователем (группой преследователей) действий, направленных на исключение жертвы из процесса социального взаимодействия, группы. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где присутствует возможность создания приватных чатов, быть включенным в черный список, то есть возможность быть исключенным из онлайн-среды. Одной из форм проявления кибер-остракизм является также отсутствие ответа на мгновенные сообщения или электронные письма.
- Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
- Хеппислепингом является публикация, распространение в сети Интернет видеороликов с записями реальных сцен насилия без согласия жертвы, которые размещают в Интернете. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически.
ВЫЯВЛЕНИЕ КОНТЕНТА БУЛЛИНГОВОГО СОДЕРЖАНИЯ: ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ, КАК РАСПОЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ ЧЛЕНУ МОЛОДЕЖНОЙ ПАЛАТЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Кибербуллинг: где встречается?
Для осуществления кибербуллинга используются следующие площадки и возможности:
- мобильная связь (смс-сообщения);
- мобильные приложения и мессенджеры (What’s App, Viber, Instagram, Badoo и т.д.);
- чаты и форумы в сети «Интернет»;
- электронная почта (рассылка сообщений);
- социальные сети (ВКонтакте, Facebook и т.д.);
- сервисы видеохостинга;
- игровые сайты и виртуальные игровые миры.
Среди представленных площадок, по данным исследования 2014 года компании Pew Research Center в 2014 году наиболее часто кибербуллинг встречается на площадках:
- социальных сетей (66% опрошенных пользователей);
- раздел комментариев на сайтах (22% пользователей);
- онлайн-игры (16% пользователей);
- персональная e-mail рассылка (16% пользователей);
- онлайн-форумы (10%);
- сайты знакомств (6%).
При этом женщины и девушки чаще сталкиваются с кибербуллингом в социальных сетях, а мужчины, в особенности, молодые мужчины - чаще упоминают онлайн-игры в качестве площадки, на которой они сталкивались с кибербуллингом.
Как распознать кибербуллинг
Любое унизительное, оскорбительное, угрожающее безопасности человека сообщение, а также видеофрагменты, фотоизображения, размещенные в сети «Интернет» без согласия жертвы, по своей сути, можно отнести к кибербуллингу.
Также к явлению кибербуллинга относится создание поддельных профилей пользователя, интернет-ресурсов, деятельность которых направлена на очернение потенциальной жертвы.
Для понимания сути явления кибербуллинга отметим, что его участниками являются следующие лица, между которыми распределены ролевые позиции:
- агрессора (обидчика);
- жертвы (пассивной или агрессивной);
- свидетеля;
- защитника (необязательный элемент коммуникации).
Примеры ситуаций, описываемых жертвами кибербуллинга и демонстрирующих наличие в сообщениях (переписке) информации буллингового содержания
-«Мои фотографии, которые я выкладывала в группу для похудения, когда мне было лет 13, всплыли, когда мне было 15, меня шантажировали этими фотографиями»;
- «Мой бывший парень угрожал выложить мои интим-фото в Интернет, и его друзья видели эти фото»;
-«Я сталкивался с оскорблениями в комментариях на разные темы в разных сообществах от совершенно незнакомых мне людей из-за того, что их точка зрения не совпадает с моей»;
-«Незнакомый человек стал писать мне в социальной сети «Вконтакте». Присылал фото убитых животных и инвалидов, говорил, что эти фото красивее меня»;
- «Больше года надо мной издевались одноклассники и мальчики на 2 года младше, они выкладывали в Сети унижающие видео, где публично обзывали и насмехались, писали в личные сообщения, что я проститутка и т.д., хотя это неправда»;
- «Двое одноклассников дочери оставили о ней комментарии, имеющие сексуальный характер. Они опубликовали их на ресурсе Nettby»;
- «Мальчик встречался с девочкой, и на Facebook его некоторое время поливали грязью».
Алгоритм действий членов Молодежной палаты при выявлении контента буллингового содержания
При выявлении информации, содержащей признаки буллинга в социальных сетях, члену Молодежной палаты необходимо:
1. изготовить скриншот интернет-страницы, на которой размещена информация такого содержания (на скриншоте должны быть указаны: URL-адрес интернетс-страницы, дата и время изготовления скриншота);
2. обратиться в адрес администрации социальной сети, на которой размещен подобный контент:
- ВКонтакте:
Инструкция: https://vk.com/support?act=faqs&c=3&id=8842,
Форма обращения: https://vk.com/support?act=new&from=h&id=8842;
- Facebook:
Инструкция: https://ru-ru.facebook.com/help/reportabuse,
Форма обращения:
https://ru-ru.facebook.com/help/contact/274459462613911
Инструкция:
https://ru-ru.facebook.com/help/instagram/192435014247952?helpref=faq_content, https://help.instagram.com/443165679053819?helpref=page_content, https://help.instagram.com/446663175382270?helpref=faq_content,
Форма обращения:
https://help.instagram.com/contact/383679321740945?helpref=faq_content,
https://help.instagram.com/contact/584460464982589?helpref=faq_content
Инструкция:
https://help.twitter.com/ru/rules-and-policies/twitter-report-violation,
Форма обращения:
https://help.twitter.com/forms/moment_reporting, https://help.twitter.com/ru/safety-and-security/report-a-tweet, https://help.twitter.com/ru/safety-and-security/report-abusive-behavior
3. провести анализ такого сообщения на предмет наличия в нем персональных данных и, в случае их наличия, направить информационное письмо в адрес Роскомнадзора (образец письма прилагается – Приложение 1).
При выявлении информации, содержащей признаки буллинга, на иных интернет-ресурсах, члену Молодежной палаты необходимо:
1. изготовить скриншот интернет-страницы, на которой размещена информация такого содержания (на скриншоте должны быть указаны: URL-адрес интернет-страницы, дата и время изготовления скриншота);
2. провести анализ такого сообщения на предмет наличия в нем персональных данных и, в случае их наличия, направить информационное письмо в адрес Роскомнадзора (образец письма прилагается – Приложение 2).
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.
Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего:
Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.
Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера.
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.
Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.
Интернет это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что наш реальный мир, всемирная паутина так же может быть весьма и весьма опасна.
Приведем несколько рекомендаций, с помощью которых посещение Интернет может стать менее опасным для ваших детей:
-
Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
-
Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
-
Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
-
Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
-
Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;
-
Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
-
Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
-
Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
-
Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.