2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
“В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского - будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам. Будет Год учителя, Год педагога. То, какой должна быть современная школа: ее инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, – все это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни...”.
Владимир Владимирович Путин
Наставничество — этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры.
Наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности. Это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь». Наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.
Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Тысячи молодых преподавателей приступают к работе в образовательных учреждениях ежегодно. У всех из них возникают вопросы, ответы на которые молодые специалисты не найдут в изученных ими курсах академической программы, в интернете и в коротких учебных школьных практиках. Организационная культура учреждения и требования, учебная программа и подбор методов, форм и средств преподавания; родители, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и «дети, с особыми потребностями» в классе – целый комплекс разноплановых новых задач встанут перед молодым учителем.
Для того чтобы молодой специалист, начиная свою педагогическую карьеру, легко адаптировался к новой, профессиональной среде, организуется система наставничества. Для большинства наставничество в школе - это отношения учителя – стажера и педагога – наставника на начальном этапе вхождения в профессию. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста (учителя) необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности».
- Приказ “Департамента образования местной администрации городского округа Нальчик” №44 “О внедрении целевой модели наставничества во всех образовательных организациях городского округа Нальчик, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися”
- Положение о программе наставничества в МКОУ «СОШ №27» (приказ №134/1 от 23.06.2022г)
- База данных наставников МКОУ «СОШ №27» (Смотреть)
- «Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества в МКОУ«СОШ № 27»г.о.Нальчик КБР в 2022–2023 учебный год (Смотреть)
- Программа обучения наставников МКОУ «СОШ №27» (Смотреть)
- «О внедрении и развитии системы наставничества» в МКОУ "СОШ№27". Приказ № 40 от 22.03.2022г. (Смотреть)
- "Об утверждении Положения о наставничестве» в МКОУ "СОШ№27". Приказ № 134/1 от 22.06.2022г. (Смотреть)
- Заявление на участие в программе наставничества (Смотреть)
Институт наставничества: шаги к развитию (выступление на выездном заседании Комитета Парламента республики по образованию, науке и делам молодёжи).
Работа по реализации Целевой модели наставничества (выступление М.М.Тохаевой на методическом семинаре «Алгоритм реализации Целевой модели наставничества в общеобразовательных организациях»).
Наставничество в нашей школе
В номинации “Педагог-наставник” нашу школу представляла учитель истории и обществознания Бичоева Виктория Магометовна.
-
Презентация “Дорожная карта молодого педагога” (смотреть)
-
Аннотация к методической разработке «Минимизация затраченного времени при подготовке к уроку» (смотреть)
-
Мастер-класс «Минимизация затраченного времени при подготовке к уроку» (смотреть)
-
Мастер- класс (региональный этап) (смотреть)