ГЛАВНАЯ >> Родителям

Профориентация

"Всякая профессия есть заговор против непосвященного"  Шоу Б.

"Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство" Шевелев И.

"Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что перед ними"  Берг А.

                                 

Социально-психологическая служба в помощь

Профориентация школьников на сегодняшний день является одной из самых распространенных тем для обсуждений и дискуссий. Выбор профессии определяет дальнейшую жизнь человека, и к этому вопросу необходимо отнестись с особой серьезностью. Зачастую, школьники не задумываются относительно своей будущей профессии, откладывая выбор "на потом". Это явление обосновывается их незнанием либо неуверенностью в себе. Школа представляет собой своего рода убежище, маленький мир, кроме 

которого ребенок еще ничего другого не представляет. В школьные годы мы еще просто не осознаем, что на смену урокам и беззаботности придет время важных самостоятельных решений, ответственности. Но чем ближе выпускной, тем явственнее встает вопрос: "А куда дальше?". Важно определить для себя, чего я ХОЧУ, что я МОГУ и что мне НАДО.

Главная проблема состоит в том, что не всегда удается выбрать именно ту профессию, которая была бы любима. Как сами выпускники, так и их родители стараются найти оптимальный вариант. Ошибка будет стоить очень дорого, ведь решается будущее ребенка.

Как найти свое призвание

Если вы сумеете раскрыть природный талант,  найти свое призвание, то тогда вы узнаете, что такое быть по-настоящему счастливым человеком.

Правильный выбор профессии школьниками является первым и наиболее значимым шагом на пути карьерного роста. Однако как выбрать подходящую профессию школьнику, который еще не успел ознакомиться со всеми достоинствами и недостатками той или иной сферы деятельности, и не успел ответить на вопрос, сумеет ли он со своими способностями реализоваться именно в этом направлении? Почему призвание надо искать? Конечно, можно быть относительно довольным свои социальным и материальным положением, реализовать себя в карьере, в семье, в хобби, в отношениях с друзьями. Но если вы сумеете раскрыть природный талант,  найти свое призвание, то тогда вы узнаете, что такое быть по-настоящему счастливым человеком. Вас не нужно будет заставлять задерживаться на работе, увлеченно занимаясь любимым делом, вы и не заметите, как пролетит рабочий день. Всем известна  эта формула по-настоящему счастливого человека – с работы хочется идти домой, а из дома – на работу. И кстати, занимаясь любимым делом, можно стать не только счастливым, но и обеспеченным человеком. За талантливыми работниками охотятся умные работодатели, не скупясь на предложения.

 Какие мысли мешают вам все бросить и заняться любимым делом?

  •       Сейчас уже поздно, надо было раньше
  •       А вдруг я не смогу заработать на своем таланте?
  •       Да кому нужны мои таланты?!
  •       Мне нужно кормить семью, а не заниматься прожектами.
  •       Не хватает квалификации, образования.
  •       Я не уверен, что точно знаю свое призвание.   
  •   Я мало знаю о той области, в которой мне хотелось бы работать.

Предлагаем не ждать, пока вопросы  и проблемы нереализованного человека начнут отравлять вам жизнь, и начать уже сейчас. Давайте попробуем определить ваш талант! 

"Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями" Апшерони А.

Что же такое талант? Александр  Круглов в своей книге "Талант" пишет: "…Действительно, все, чего можно добиться планомерным упорным трудом, что шаг за шагом, ступенька за ступенькой приближает нас к некоторому искомому результату – может вдруг оказаться совершенно ненужным. Трудолюбива – "посредственность". Ибо вмешательство таланта дает результат неожиданный: перенесет через сотни ступенек или вовсе проигнорирует ту лестницу, по которой карабкался труд, приведет к цели, которую ты до того и не видел. Работа таланта незрима, сознание о ней ничего не ведает (точнее сказать, может судить о ней лишь по косвенным признакам, часто – по своеобразной скуке)…"

"…Любые таланты – это способность потратить сил больше, чем их тратит любое прилежание; это умение особого напряжения (невооруженным глазом не всегда и видимого), умение вдруг добиться от себя невозможного, сверхтрудного…
В общем, не может талант – "кое-как". Лишь неумехам все легко. Талант же – это понимание трудного. Талантливому с трудом дается и то, что другим легко, и то, что им невозможно.."
"…Талант – легок, талант – от избытка, – так что большому таланту естественно быть и "разносторонним" и "универсальным"; заметив в человеке особый талант к чему-то, можно ожидать его и во многом другом. Трудно представить, что природа, оказавшаяся в чем-то к человеку безмерно щедрой, окажется во всем прочем совсем уж скупой…."

В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:
вербально-лингвистический - отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам
цифровой - характерен для математиков, программистов
слуховой - музыканты, лингвисты, языковеды
пространственный - дизайнеры и художники
физический - им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике
личностный - его также называют эмоциональным, отвечает за то, что человек говорит сам себе
межличностный - люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами
талант окружающей среды - этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы

Что можно посоветовать будущим абитуриентам, выбирающим специальность?

Очень хорошо, если выпускник давно определился с вузом и специальностью и твердо следует выбранной цели. Но, к сожалению, такой идеальный вариант встречается редко. Гораздо чаще школьники не знают, кем хотят стать, поступают в учебное заведение за компанию или по совету родителей, или еще лучше – по принципу, куда возьмут с набранными баллами…

Если так случилось, и профориентация не произошла  – не было сопутствующей программы в школе, не помогли тесты, то, как мне кажется, есть смысл не лететь сломя голову после школы в следующее учебное заведение, а подождать годик – другой.
Я, например, точно знаю, что есть смысл попробовать иначе – после школы оглядеться пару лет – созреть для дальнейшего обучения. Дети после школы устраиваются на простые работы, работают волонтерами, нарабатывают опыт общения в коллективе и получают рекомендации от работодателей. Попутно читают, изучают предложения университетов, совершают какие-то поступки, ошибки, взрослеют. Через какое-то время приходит жажда знаний. И вот тогда уже человек делает осознанный выбор в пользу той или иной специальности.

Выпускник хочет поступить на специальность, которая ему нравится. Но для этого необходимо сдавать еще один, довольно сложный экзамен. А с теми предметами, которые уже сданы, он сможет поступить гарантированно, хотя и не на столь желанную специальность. Чему отдать предпочтение?
Если человек твердо решил пойти туда, куда мечтает, то сдавать или не сдавать предмет – такой вопрос перед ним просто не встанет. Он сделает все, чтобы выучить и сдать. Но если сомнения в успешной сдаче экзамена присутствуют, то можно пойти и более реальным путем, выбрать, так сказать, синицу в руках…
Посоветовать тут, пожалуй, ничего не получится. Вот я скажу – верьте в свою мечту, идите за ней несмотря ни на что! Но если ваши возможности, ваш дух, ваша воля на сегодняшний день не готовы преодолевать определенные трудности, то ничего стоящего для себя из моего совета вы не почерпнете.
Вообще выбор профессии не происходит раз и навсегда, жизнь мобильна. Может быть, вам придется осваивать потом смежную специальность или вы найдете работу на стыке имеющейся и той, о которой мечтали. Любой ваш выбор сейчас может быть успешным или не очень, но только по прошествии времени вы поймете, что именно вам было необходимо, а что не пригодилось совсем. 

Ответственность за свою судьбу вырабатывается как раз в возрасте 17-18 лет. Хотя в это время еще существует "слабость" –  зависимость от родителей (территориальная, финансовая, психологическая). Многие боятся взять на себя ответственность за свою судьбу и часто вынуждены следовать родительским наказам.
И родители, сами того не осознавая, частенько "захватывают" в свои руки судьбу и волю своих детей. Они исходят из своего опыта, им кажется, что они точно знают – как надо жить. Но мир родителя, пусть даже прожившего долгую жизнь, это мир ОДНОГО человека. За ним можно не увидеть всего огромного мироздания, не увидеть всех его возможностей!
Все-таки я убеждена, что нужно, как бы это ни было трудно, выбирать свою дорогу. И не думать, что этим вы предаете своих родителей. Поблагодарите их за заботу и объясните, что у вас, как и у них, есть право на ошибку, на поиск. Когда заниматься поиском себя как не в молодости?
Вообще хороший родитель должен быть всегда рядом как поддерживающий, но не вмешивающийся в дела и судьбу ребенка человек.  Оговорюсь – это очень трудно, но в этом совершенство родителя – уважать выбор своих детей.

                    Если выбор для вас очевиден, то лучше осуществить поворот в своей судьбе раньше,                                                    чем потом жалеть о не сделанном шаге всю жизнь.

1. НЕ бойтесь перемен!
С каждым годом количество новых профессий все увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будьте готовы учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющейся сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная вами профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.
2. НЕ думайте только о престижности профессии.
Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.
3. НЕ смотрите только на внешнее проявление профессии.
За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из "первых рук", прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.
4. НЕ выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье.
Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.
5. НЕ бойтесь никакого своего решения.
У вас есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимайте инструкции буквально, придумайте свой творческий способ выбора профессии. Разработайте собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.

 




Панель управления