МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №27" г.о.Нальчик КБР |
|
Мусукова Елена Владимировнаучитель начальных классов I квалификационной категории Педагогический стаж – 25 лет. В 1991 году после окончания КБГУ пришла работать учителем начальных классов в нашу школу. С тех пор выпустила немало талантливых учеников, которые принесли славу школе, городу, республике, стране. “Процесс творчества доставляет радость творцу, плоды творчества - радость другим” Илья Шевелев Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый ребенок располагает значительным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому, для себя, как для учителя приоритеты отдаю развитию духовной культуры личности ученика. А главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, самому себе. “Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания” В. А. Сухомлинский Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию. Взаимосвязь и взаимодействие ребенка с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему. Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Ребенок, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Формирование ребёнка начинается с семьи, но чувство прекрасного должен развивать и учитель, постоянно. О необходимости такой работы говорил В.А. Сухомлинский. Он призывал сделать так, чтобы школа для ребёнка была “школой радости”, во многом связывая это с моей учительской заботой о приобщении ребенка к миру высоких духовных понятий и представлений. Сегодня нет школ, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Больше всего развитию эстетического вкуса способствует художественная деятельность, либо связанная с восприятием образцов искусства, либо собственного творчества. Образ и чувства Культура эстетических чувств детей развивается и специальными занятиями музыкой, пением, рисованием, театром… Картина, спектакль, фильм, повесть по-настоящему активно будут восприниматься нашими детьми только тогда, когда, читая книгу, слушая музыку, смотря на игру актеров, они мысленно будут видеть и слышать все, что отображается в них, переносится силой воображения в мир, облеченный в образы.
Талант и слово Воспитывая эстетическую активность детей, необходимо пробуждать в каждом из них чуткого читателя, отзывчивого зрителя. Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.
ИЗО-творчество В семье и школе дети приобретают много таких умений и навыков, которые необходимы культурному человеку. Родители учат красиво накрывать стол к обеду, убирать комнату, девочки учатся вышивать, мальчики выжигать и выпиливать. В школе, помимо уроков, на которых приобретается много ценных эстетических умений, наши учащиеся овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы бывают в коллективной и общественной работе. Они пишут в школьную газету, оформляют ее, готовят выставки, стенды, альбомы к памятным датам, поделки.
Красота природы Чувствование и видение прекрасного в жизни, в искусстве у людей бывают разными. Один смотрит и оторваться не может от красок заката, а другой скользнет равнодушным взглядом и пройдет мимо. Воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического развития ребенка. Задача эта решается непосредственным общением ребенка с прекрасными сторонами действительности. Есть в Нальчике уникальный уголок детской радости и счастья. Сотни мальчишек девчонок приходят сюда, в сказочную атмосферу творчества и мечты. Тот, кто когда-либо побывал в Республиканском эколого-биологическом центре, на всю жизнь сохранит в себе особый дух творчества, благожелательности, любви к природе.
Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения дает природа. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её. Сколько удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за ростом растения, животного. Воспитывая умения видеть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы, школа и семья одновременно учат дорожить миром красоты и гармонии. Остро стоит проблема охраны природы. Дети должны обязательно участвовать в сохранении окружающей среды, беречь и приумножать природу.
Конкурсы чтецов, сценических миниатюр, инсценированных песен, музыкальные спектакли, мюзикл на английском языке также комплексно решают задачи развития и воспитания учащихся. А их просмотр превращается а настоящий творческий праздник для ребят.
Праздники Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают праздники. Эта форма работы позволяет мне как учителю реализовать творческие задатки и интересные идеи, создает хорошее настроение у учащихся, прививает умения найти общий язык со сверстниками. Любой праздник подразумевает торжественность, театральность. К празднику готовятся заранее, в его сценарий включены, как правило, литературные композиции, и конкретные номера. Если праздник проводится для младших школьников, то в него можно включить небольшие состязания. Это и викторина, и конкурс песен, сценических миниатюр.
Просмотров: 2678 |
|
МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №27" г.о.Нальчик КБР Сделано на платформе для сайтов образовательных учреждений EduHosting.ru |