МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №27" г.о.Нальчик КБР |
|
Доступная среда
«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Владимир Путин В 2011 году исполнительная власть Российской Федерации утвердила специализированную программу, стирающую барьеры между людьми с разными физическими возможностями, под названием “Доступная среда” для инвалидов. Программа будет действовать с 2011 по 2015 годы. В нашей стране насчитывается около 8,8% инвалидов от всего населения нашей страны, что составляет около 13 млн человек., поэтому данный проект должен реализовываться в обязательном порядке, что позволит существенно улучшить условия этой категории населения. Доступная среда – образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):
Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы
Среди пилотных школ, вступивших в программу "Доступная среда" - наша школа. Программа “Доступная среда” предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров “Доступной среды” - чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
Организационно-педагогическое обеспечение Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП),а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Психолого-педагогическое сопровождение детей Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении. Кадровая обеспеченность инклюзивного образовательного процесса Для успешной организации работы с детьми инвалидами ОУ полностью укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами. Педагогические работники прошли специальные курсы повышения квалификации для получения необходимых знаний в области основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий образовательного и реабилитационного процесса для таких обучающихся. Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.В школе имеется сенсорная комната, оборудованная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяПри обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Созданы оптимальные условия для всех категорий читателей, а также содействие в учебно-воспитательном процессе. Библиотекарь предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими, обеспечивая удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов создавая комфортные условия пользования библиотечными и информационными услугами, оперативный доступ, поиск и получение библиотечных документов и информации. Объекты спорта, приспособленных для использования ивалидами и лицами с ОВЗСпортивные залы имеют разметку, облегчающую детям ориентироваться в пространстве; имеется оборудование для проведения уроков физической культуры. Площадка для игр с травяным покрытием. Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяМатериально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей школе имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательного учрежденияСоздание специальных образовательных условий в школе начинается с материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование. По созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил были проведены мероприятия:
Специальные условия питанияИНФОРМАЦИЯ О УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ Столовая на 150 посадочных мест площадью 219 м2. . Все ученики (100%) начальной школы обеспечены горячими бесплатными завтраками. Дополнительно с 8:00 до 17:00 работает буфет. Питание готовится штатным составом поваров по меню, разработанному на основе современных требований, предъявляемых к питанию учащихся. В режиме учебного дня для приема пищи детям-инвалидам и детям с ОВЗ предусматривается 2 перемены по 20 минут. Отпуск им питания (завтрак и обед) в столовой осуществляется по графику. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ ежемесячно обеспечиваются сухими пайками.Положение.
График посещение столовой обучающихся 1-4 классов льготной категорииГрафик посещение столовой обучающихся 5-11 классов льготной категории График посещения столовой 1-4 классов (бесплатное питание) Приказ №281 об организации бесплатного питания Социальная помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ
Сухие пайки обучающимся на дому
Специальные условия охраны здоровьяИНФОРМАЦИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ Охрана здоровья обучающихся осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Педагогический состав школы регулярно проходит аттестацию по санминимуму и оказанию первой медицинской помощи. Обучающиеся проходят плановые медицинские осмотры врачами - узкими специалистами.
Санитарно – гигиенический режим. Здание оборудовано системой хозяйственно – питьевой, канализационной, водостоками; 10 туалетов.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗНа сайте школы есть функция «для слабовидящих». Доступ к информационно-телекоммуникационной сети обеспечен всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Информационная база Школы оснащена: - электронной почтой; - локальной сетью с выходом в Интернет; - функционирует официальный сайт. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и учителей закрыт. В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ(Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ только к электронным образовательным ресурсам, имеющим версию для слабовидящих)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользованияОборудование и технические средства в учебных кабинетах не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг. Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация альтернативной формы предоставления образовательных услуг - индивидуального обучения/обучения на дому. Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернатМКОУ “СОШ №27” г.о. Нальчик общежитие и интернат не предоставляет.
Главная задача программы "Доступная среда" - создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни. Просмотров: 3962 |
|
МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №27" г.о.Нальчик КБР Сделано на платформе для сайтов образовательных учреждений EduHosting.ru |